Андрей Аникин aka Somm (ikh_barula) wrote in turkey_unknown,
Андрей Аникин aka Somm
ikh_barula
turkey_unknown

Categories:

По ту сторону Качкара



Доброе утро, уважаемые сообщники! Что вы говорите? Не утро? Да ладно вам... где-нибудь на Земле все равно утро. Даже старожилы не помнят случая, чтобы по всей планете был вечер.

Мы с вами думаем одинаково. Я тоже убежден, что людей, которые считают Турцию исключительно местом для выгревания на пляже организма, доверху забитого продуктами системы all inclusive, нужно сажать в чан с... а сверху ставить янычара с мечом... как в средние века. Попытаюсь внести свою скромную лепту в борьбу с отвратительным стереотипом, который уже работает не во благо, а во вред одной из самых туристически разнообразных и интересных стран мира. Предлагаю вашему вниманию фрагмент моего огромного отчета о поездке по малоизвестному региону Турции - восточному Причерноморью.

Перевалив Качкарский хребет, вы, образно выражаясь, с Кавказа попадете прямиком в Среднюю Азию. Еловые леса, ущелья и тучи останутся позади, а на смену им придет полупустынная клочковатая растительность на отлогих бортах широких долин, тополя по берегам рек и жаркое солнышко. С трассы, ведущей в Эрзурум, поворачивайте на Испир и Артвин, но при этом готовьтесь к самому сложному участку пути.

В последние годы в Турции развернулось широкомасштабное строительство дорог и гидроэлектростанций, причем на эту стройку брошены, кажется, все силы, и проводится она одновременно по всей стране. Сотни и тысячи бульдозеров, экскаваторов, скреперов и прочей техники ворчат, грохочут, долбят, ковыряются и поднимают пыль во всех ущельях, по которым вы будете проезжать. Через несколько лет дороги будут широкими и удобными, а неистовые реки начнут отдавать свою кипучую энергию человеку, но пока, стоит вам выбраться с горбатого гравия на асфальт, разогнаться и облегченно вздохнуть, как впереди уже снова маячит человек с флажком и в каске, призывая вас сбросить скорость в очередной раз. Но участок дороги между Испиром и Юсуфели еще сложнее, хотя и во много раз интереснее. Здесь нет пыли и экскаваторов, вернее они ковыряются, но в пятидесяти метрах над вами, прокладывая новую дорогу более высокого уровня, как в прямом, так и в переносном смысле слова. Вся эта территория, по которой вам придется ползти пару-тройку часов, окажется через несколько лет под водой, а сердитый Чорух, который ревет и грохочет на дне каньона, превратится в мирную реку, спускающуюся по ступенькам гидрокаскада так же степенно и вяло, как почтенный старичок сходит с крыльца. Естественно, в дорогу, которая скоро станет подводной, особых средств никто вкладывать не станет, так что ее кое-как поддерживают в проезжем состоянии, но не более того. Не пугайтесь: вы не заблудились. Даже когда дорога станет грунтовой и предельно узкой, когда она начнет петлять в патриархальных селениях, когда вам придется форсировать довольно широкий и быстрый ручей, вы все еще находитесь на главной дороге, ведущей в Артвин. Главное – быть готовым к появлению встречного автомобиля. Их хоть и очень мало, но попадутся они обязательно в самых неожиданных местах и на самой приличной скорости.









Дорога все время идет по долине реки Чорух, которая то становится тесным каньоном, так что вы не видите неба за сотнями метров отвесных круч, то расступается на километр и пестреет красными маками и деревянными домиками. Чорух – самая мощная река Турции. Он неширок, но очень быстр и очень глубок; как сказал Танер, все, что падает в Чорух, даже если это автомобиль, ловить придется уже в Батуми, где он впадает в Черное море. Бесспорно, энергия, которую несут с собой могучие реки вроде Чоруха, людям очень нужна, и целесообразность строительства каскада гидроэлектростанций не подлежит сомнению. И все же что-то щемит в душе, особенно когда проводишь параллель с озером Узунгёль, этой жемчужиной в бетонной оправе. Скоро вся первозданная красота и дикая ярость реки уйдет в небытие, а ведь на сегодня Чорух входит в пятерку лучших рек мира для рафтинга. На нем нет крупных водопадов или требующих обноса мест, но нет и спокойных участков – это один сплошной многосоткилометровый порог, переходящий из одной категории сложности в другую, и любители рафтинга со всего мира приезжают сюда, чтобы сплавиться по своенравной турецкой реке. Впрочем, чего-чего, а подходящих для рафтинга рек в турецком Причерноморье достаточно и будем надеяться, что хотя бы часть их гидростроители пощадят.









Через шестьдесят километров дорога приведет вас в Юсуфели, городок, который стал самым надежным хранителем старых турецких обычаев во всей окружающей местности. Во всех других городках растут небоскребы, появляются супермаркеты, торговые центры и прочая инфраструктура, но только не в Юсуфели. Здесь по-прежнему царит патриархальный дух семидесятых или восьмидесятых: пожилые люди в аккуратных шапочках пьют на улице чай с газетой в руках, а все магазинчики, кафе и прочие заведения – маленькие и принадлежат людям, которые живут в том же доме. Причина та же самая: нет смысла инвестировать в строительство новых объектов, ведь город обречен. Через десять лет по его улицам будет плавать форель, а легкое течение будет шевелить размякшие листы старой газеты у бывшего уютного ресторанчика. Горожане же переселятся в новый город, где уже все будет самым современным.









Но пока Юсуфели на суше – обязательно загляните сюда! Здесь можно, например, попробовать прообраз нашей шаурмы, которую приготовит черноусый красавец с орлиным взглядом и носом. Это блюдо называется «донер» и готовится так же, как в наших уличных фастфудах – на вертикальном вертеле. Остается загадкой, как получилось так, что перекус, который готовят кавказцы на перекрестках, совместил в себе идеи двух турецких блюд, но взял название от третьего. Наша «шаурма» - это завернутый в турецкое пиде турецкий же донер, а само слово «кавурма» в Турции означает «смесь». Чобан кавурма («микс по-пастушьи») – это маленькие кусочки обжаренной баранины с овощами, но мясо не готовится на вертеле и не заворачивается в тесто…

 





В Юсуфели наша «главная» дорога, наконец, вливается в действительно хорошую трассу, ведущую из Артвина в Ардахан. Если вы уже соскучились за морем, поворачивайте налево, на Артвин. Но если проехать около пятидесяти километров в сторону Ардахана, можно увидеть еще две интересных достопримечательности.





Первая – это водопад на реке Тортум, самом большом притоке Чоруха. Когда я попал сюда, я понял, почему африканцы назвали водопад Виктория «Мози оа тунья» - «Место гремящего дыма». Тортумский водопад, конечно, поменьше Виктории, но гремит он усердно, а водяной дым ветром сносит то в одну, то в другую сторону, и на разных смотровых площадках попеременно раздается истошный визг окаченных водой смельчаков. Если вы уже безнадежно промокли, можете спуститься вниз и пробежать по мостику под самым водопадом. Ощущение незабываемое, но сухой нитки на вас, естественно, не останется. Кстати, увидеть водопад во всей красе и мощи можно лишь два месяца в году – в мае и июне, когда в горах массово тает снег и Тортум становится полноводной рекой. Все остальные месяцы года водопад очень тих и скромен – сюда отводится лишь излишек воды, в то время как основная масса падает на турбины электростанции. К счастью, ее саму отсюда совершенно не видно.













Вторая достопримечательность – старинный грузинский храм Ошкванк, который находится еще на пятнадцать километров южнее. Вернее, он не только грузинский, но и армянский, но об армянах в этой части Турции не принято говорить вслух, поэтому пусть будет чисто грузинский... Дорога к нему ведет вдоль живописного берега Тортумского озера, образованного в незапамятные времена горным обвалом. Как вы можете догадаться, водопад – тоже его рук дело; без обвала не было бы ни озера, ни водопада, а просто был бы еще один рафтинговый маршрут. Храм довольно сильно пострадал от времени и от рук мусульман, нещадно уничтоживших все изображения человека на старинных фресках, но все же его величие и поныне заставит путешественника снять головной убор и поклониться талантам ушедших веков. В настоящее время Ошкванк не охраняется и не восстанавливается. Не спешите укорять местные власти – количество памятников старины в Турции не поддается не только описанию, но и воображению, а на реставрацию всех их ушел бы целиком весь турецкий бюджет за несколько лет…

















 

Остальные очерки из серии можно прочесть здесь

Subscribe

  • ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НЕИЗВЕСТНУЮ ТУРЦИЮ

    НЕИЗВЕСТНАЯ ТУРЦИЯ Скажем «нет» стереотипам о Турции!:-) В этом блоге — делимся впечатлениями о Турции, какой мы ее не знаем. Таинственные пещеры…

  • неизвестный Стамбул

    храм Святой Софии построили еще в античности, а мечеть Сулеймание и есть храм Соломона? новый, свежий, и довольно неожиданный взгляд на историю…

  • Город маленьких небоскребов

    Отправившись из Гиресуна на запад, вы через полтора часа прибудете в главный город региона – Трабзон. Правда, сперва вам придется миновать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments